Из Нарнии с любовью
Детская сказка — самый надежный путь в бессмертие. Конечно, написать
великий роман тоже хорошо, но, боюсь, не всякий, например, одолел «Войну
и мир». Да и много вы видели тех, на кого серьезно повлияла взрослая
книга? Зато каждый, не задумываясь, назовет любимую сказку. Золушка,
Буратино и Муми-тролль населяют наши мечты, участвуя в формировании —
страшно сказать — нашей бессмертной души. Поэтому любому дальновидному
писателю следовало бы попробовать себя в этом жанре. Но нередко лучшие
сказки в мире сочинялись случайно, без намерения создать шедевр, просто
для развлечения своих или знакомых детей. Так начинали и Льюис Кэррол, и
Астрид Линдгрен, и Джон Р.Р. Толкиен…
А вот друг Толкиена Клайв Льюис отнесся к делу серьезнее. Он вообще
считал, что сказка — «лучшая в искусстве форма для того, о чем ты хочешь
поведать». Правда, его первая сказка «Лев, колдунья и платяной шкаф»
Толкиену не понравилась: в одной книге фавны, кентавры, гномы, великаны,
говорящие животные да еще и Санта-Клаус в придачу! Однако то, что
оскорбляло тонкий вкус автора «Властелина колец», сегодня уже никого не
удивляет, и Голливуд запросто стравливает Чужого с Хищником или собирает
в одном фильме героев нескольких романов.
Кстати, в отношении к экранизации собственных творений друзья были
единодушны: оба считали, что кино все испортит. Льюиса приводила в ужас
перспектива увидеть актера в мохнатом костюме в роли Аслана. Но с того
времени технологии существенно продвинулись вперед, и кинематографисты
сочли, что пора-таки взяться за сказочные миры всерьез. Так
друзья-писатели снова оказались вместе: вдохновившись кассовым успехом
«Властелина колец», киноиндустрия добралась и до Льюиса.
Первый же фильм по «Хроникам Нарнии» принес создателям немалые
прибыли и вызвал широкий спектр отзывов: от ворчания и упреков в
подражательстве до восторгов и призывов немедленно всем строем
отправляться в кинотеатры («Я посмотрел уже десять раз, и еще пойду!»).
А говорящие бобры, похоже, понравились всем без исключения. Многие тут
же обратились к первоисточнику; не сомневаюсь, что продажи «Хроник
Нарнии» круто пошли вверх, как в свое время случилось с «Идиотом» и
«Мастером и Маргаритой».
Что ж, радует, что люди познакомятся с еще одной хорошей книгой.
Причем книга эта очень необычная. Во-первых, «Хроники Нарнии» задуманы
как учебник веры, со схематичным изложением основных христианских
догматов и множеством полезных сведений из области практического
благочестия. При этом в них нет и следа занудства, обычного для детских
произведений такого рода. И дело не только в обилии приключений и
загадок. Под пером Льюиса сами нравственные прописи становятся
волнующими, как открытие, и романтичными, как «Алые паруса».
Во-вторых, Льюис рискнул сделать то, на что большинство литераторов
не осмеливается — а именно, вывести Бога в качестве одного из
персонажей. «Вся история Нарнии говорит о Христе… Я рассуждал, что
поскольку Нарния является миром говорящих животных, то Он тоже станет
Говорящим Животным, подобно тому, как Он стал человеком в нашем мире. Я
изобразил Его львом, потому что: а) лев считается царем зверей; б) в
Библии Христос называется «Львом из колена Иудина»; в) с начала работы
над книгой мне виделись необычные сны о львах».
Правда, попытаться изобразить Бога — задача, по сути, невыполнимая.
Как ни умножай эпитеты в превосходной степени, не удастся передать то,
для чего не подходят никакие человеческие слова. Но можно пойти другим
путем — показать отраженный свет, то есть описать, как воспринимают Его
люди. И вот это Льюису удалось. Согласитесь, Бог, предстоящая встреча с
которым вызывает «чувство, какое бывает, когда просыпаешься утром и
вспоминаешь, что сегодня — первый день каникул» — это интригует. Кстати,
думаю, тем же приемом пользовался Христос, когда создавал на земле
Церковь: те, кто пока не готов взглянуть в лицо Богу, могут видеть
отсвет Его сияния в тех, кто общается с Ним.
И, наконец, в-третьих, где вы еще видели книгу, в которой в качестве
хэппи-энда фигурирует железнодорожная катастрофа и гибель почти всех
главных героев?
«— Мы боимся, что ты пошлешь нас назад, Аслан, — ответила Люси. — Ты
так часто отсылал нас обратно в наш собственный мир.
— Не бойтесь, — промолвил Аслан, — разве вы не догадались?
Их сердца забились в отчаянной надежде.
— Это было настоящее крушение, — ответил Аслан мягко. — Ваши родители и
вы — в том мире, Мире Теней — мертвы. Учебный год окончен, каникулы
начались. Сон кончился, это утро».
И в этом особая ценность сказок Льюиса в «постхристианском» мире. Он
— чуть ли не единственный, у кого можно научиться надежде, когда речь
идет о смерти. Ведь обычно в сказках герои в лучшем случае живут долго и
счастливо до глубокой старости. А что потом? С этим вопросом маленькие
почемучки нередко остаются один на один, без какой-либо помощи от
взрослых…
Это не значит, что дети, прочитавшие «Хроники Нарнии», тут же обретут
настоящую веру. Но наверняка знакомство с Нарнией не пройдет для них
бесследно. Возможно, позже они захотят прочесть и другие книги Клайва
Льюиса, и поймут, брызги какого источника наполняют особым светом сказки
о волшебной стране, которая скрывалась за дверью старого платяного
шкафа.